В нашем доме всем найдется место

Версия для печатиPDF version

ДуженковаДуженкова

Валерия

Леонидовна

воспитатель

МКУ Приют «Надежда»

 

В нашем доме всем найдется место,

Будут главным здесь тепло, любовь.

Дом наш станет детским королевством,

Счастье жизни к нам вернется вновь.

 

Впервые с деятельностью социального приюта я столкнулась в г.Бийске, где проработала три года музыкальным руководителем.

В то время я имела музыкальное образование и получала высшее - психологическое. Переехав в Красноярск в 2006 году, я решила попробовать себя в качестве воспитателя, причем решение стать воспитателем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, возникло еще в школе, после просмотра фильма о детском доме, где роль воспитателя сыграла Наталья Гундарева. Но случилось так, что лишь шесть лет назад моя мечта реализовалась.

В наш приют попадают дети с трудными судьбами, которые в своей жизни видели жестокость, агрессию, ложь и предательство со стороны взрослых. Такие дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо выплескивают на окружающих переполняющие их отрицательные эмоции. И задача воспитателя не только успешно адаптировать детей в условиях временного коллектива, но и стабилизировать эмоциональную сферу, снизить уровень тревожности, неуверенности в себе, снять агрессию.

Как это сделать?

Мне кажется, только через творчество!

Творчество способствует глубокому воздействию на мир ребенка, развитию нравственной, эстетической, познавательной деятельности, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Для «лечения» души и реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей каждого ребенка, я использую такой вид творчества, как «Декоративная мозаика».

Мозаика – это очень древний вид искусства (в переводе с французского) – изображение или узор выполненный из кусочков одного или нескольких материалов. Одна из задач – развитие мелкой моторики. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Первым видом техники, которым вместе с детьми я опробовала, стала «мозаика из обрывных кусочков бумаги». Дети с удовольствием рвали бумагу и выкладывали картины от самых простых до сложных сюжетных. Затем я решила расширить круг деятельности. И мы с детьми стали использовать в качестве материала для картин и декора яичную скорлупу, речные камушки и гальку, манную крупу и ракушки. Таким образом, у детей появился выбор, они с удовольствием создавали свои работы, используя и определенный вид техники, и комбинируя их.

В работе я использую различные методы и приемы: метод исследования, наглядности, словесный, практический, мотивационный, поисковый, музыкальный.

Каждый ребенок рождается творческой личностью, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.

По моему мнению, наиболее полно развивает творческую фантазию, воспитывает эстетический вкус, развивает моторику, координацию движения, снимает внутреннее напряжение ребенка, агрессию, способствует раскрытию ребенка как личности именно декоративная мозаика.

Хочу привести пример 10-летней Катерину. При поступлении в приют Катя была нервная, грубая, жестокая, озлобленная на весь мир. Разговаривать с ней было невозможно, она все воспринимала в штыки. После помещения в приют Катя очень часто самовольно покидала его. Мною было предложено сделать совместную работу и подарить маме. Катя даже и не думала, что из бытового материала можно создавать такие чудесные работы. Благодаря педагогическому подходу, правильно выбранной тактики, ну и конечно творчеству, в которое Катя погрузилась с головой, девочка стала постепенно успокаиваться, стала более уравновешенной, доброжелательной к окружающим. Более 5-ти месяцев мы с ней занимаемся творчеством. Катя уже несколько своих работ подарила маме, сотрудникам приюта, гостям, которые приходят к нам на праздник. В феврале 2013 года Катерина ездила поздравлять участников Сталинградской битвы, где вручала свои тематические работы. Вот так Катя вошла в творческую деятельность. Девочка 6 месяц живет в приюте, и это совсем не тот ребенок, который поступил: девочка спокойная, отзывчивая, доброжелательная, пытается вовлечь младших школьников в творческую деятельность, пытается сама организовать уроки - занятия по творчеству с использованием моих техник. Очень часто Катю можно видеть за рассматриванием журналов по декоративной мозаики. Постоянно предлагает свою помощь при организации творческой выставки. Поэтому не всегда требуется психологическая помощь, а всего лишь надо увлечь творчеством и внутренний мир ребенка изменится к лучшему.

Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества приюта, участие в городских конкурсах и выставках. Видя свои работы, которые никогда не остаются без внимания посетителей, дети испытывают чувство гордости, собственной значимости, подъема самооценки и желание вновь сделать очередную работу, может быть более сложную в исполнении. Многие из выполненных работ были подарены детьми на различных мероприятиях городского и районного масштаба. Создавая свои работы, каждый ребенок хочет свой творческий результат подарить своей маме. Кто знает, может именно через творчество ребенок проложит тропинку к сердцу своих родителей.

Но самое главное, я вижу перед собой творчески раскрывающуюся личность, в глазах которой уже нет злости, тревожности, агрессии, а только умиротворенность, спокойствие души, доброта к окружающим и желание расти творчески дальше.

Приложение

Сегодня я расскажу о технологии использования манной крупы для создания картин и декорирования различных предметов.