Из опыта работы социального педагога по программе «Формирование основ гражданственности»

Версия для печатиPDF version

Рожкова В.Л., социальный педагог

МКУ «Социальный приют для детей «Надежда»

nadejda@guszn.admkrsk.ru

 

Одним из приоритетных направлений молодежной политики России, на сегодняшний день, является воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Формирование гражданственности - одна из сторон процесса социализации- включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре.

В настоящее время целью воспитания, как конкретно-исторического явления, тесно связанного с социально- экономическими, политическими и культурными уровнями общества и государства, является формирование такой личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Следовательно, на наш взгляд, важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры, а так же стремление к демократии, как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

На базе МКУ «Социальный приют для детей «Надежда» социальными педагогами была разработана и апробирована программа по формированию основ гражданственности в условиях социального приюта.

Цель программы:

- создание и совершенствование системы патриотического и духовно- нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.

Задачи программы:

-    воспитание у воспитанников любви и уважения к родному краю.

- подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

- создание условий для творчества детей, их гражданского становления формирования активной жизненной позиции.

-   приобщение воспитанников к изучению героической истории Отечества.

-   изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.

Ожидаемые результаты:

 - формирование гражданского самосознания и ответственности у воспитанников;

- формирование гражданско-правовой компетентности воспитанников.

воспитание у несовершеннолетних гордости за принадлежность к г.Красноярску, Красноярскому краю и Российской Федерации;

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек воспитанников;

  Данная программа включает в себя блок занятий, состоящий из нескольких направлений.

I. Направление «Я и Я» (формирование гражданского отношения к себе). «Кто я? Какой я», «Я и сотни других», «Хочу и надо», «Мое хобби»;

II. Направление «Я и СЕМЬЯ» (формирование гражданского отношения к своей семье) «Забота о родителях - дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я»

III. Направление «Я и ОТЕЧЕСТВО» (формирование гражданского отношения к Отечеству) «Национальные особенности жизни людей», «Твои гражданские права», «Человек и закон», «По страницам летописи», «Этот великий и могучий русский язык» , встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне, со специалистами в области права; конкурс сочинений: « Люблю тебя, мой край родной», «Азбука юного гражданина»;

IV. Направление «Я и КУЛЬТУРА» (формирование гражданского отношения к искусству) «Красота в жизни человека», «Пять минут с искусством», «Музыка вокруг нас», «Великие художники, композиторы, артисты…»

V. Направление «Я и ПЛАНЕТА» (формирование гражданского отношения к планете) «Я - житель планеты Земля», «По странам и континентам», «По маршрутам Колумба», «Презентация мира», «Диалог с веком»

Каждое направление представлено разными видами деятельности, осуществляемой детьми (проживающими в приюте), способствующими воспитанию гражданственности. Каждое занятие имеет свою цель (направленную на достижение общей), задачи, тематику и структуру. Занятия взаимодополняемы. При их поведении можно не придерживаться строгой последовательности. Продолжительность каждого занятия составляет от 30 минут до 1,5 часов. В общей сложности блок занятий рассчитан на 2-3 месяца (средняя продолжительность нахождения воспитанников в приюте). Занятия проходят в виде дискуссий, обсуждений, «мозгового штурма», с выполнением творческого задания. В работе данной программы возрастные ограничения не предусмотрены, так как занятия по некоторым темам предусматривают несколько вариантов - от простого (для дошкольников и младших школьников), до более сложного (для школьников и подростков).

Перед началом работы группы, которая формируется из числа несовершеннолетних, находящихся в приюте, социальный-педагог проводит диагностическое обследование, направленное на выяснение уровня сформированности гражданской компетенции, уровня толерантности и наличия вредных привычек. Далее, по результатам исследования, планируется цикл занятий, который может быть отличным от цикла занятий предыдущей группы, так как возрастной состав и первичные знания участников группы всегда отличны. По окончании работы, проводится повторное исследование несовершеннолетних по данным параметрам.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия из блока «Я и ОТЕЧЕСТВО» (Приложение 1)

Ниже предоставлены диаграммы с результатами тестирования несовершеннолетних воспитанников приюта в начале цикла занятий и в конце цикла работы с несовершеннолетними по данной программе с 01.10.2012г. по 20.12.2012г.. Из диаграммы 1 видно, что количество несовершеннолетних, успешно справившихся с тестированием по гражданской компетенции, к концу занятий значительно возросло, а толерантность увеличилась незначительно, потому что для возрастания данного показателя необходим больший отрезок времени.

Как видно из диаграммы 2, количество курящих подростков уменьшилось в следствии повышения сознательности воспитанников, а также появления стремления вести более здоровый образ жизни.

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тема: « Я - гражданин России»

Цели: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России; эмблемы команд; памятка гражданину России; компьютер и проектор, экран, диск с записью гимнов, цифровая фотокамера для фотосъемки и видеокамера для видеозаписи мероприятия; оценочный лист.

Ход занятия:

Педагог: Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт - паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы.

Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства.

Гражданственность, патриотизм - важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства ее культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека.

Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

1. О гербе России. (во время рассказа идет показ слайдов для наглядности)

1-й воспитанник: В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость;

в) орел - власть, прозорливость, великодушие;

г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр - это символ защиты суверенитета;

ж) держава - символ единства, целостности государства;

з) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.

Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

2. О Государственном флаге Российской Федерации.(демонстрация слайдов)

2-й воспитанник: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3».

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие.

Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий - честность, верность, безупречность; красный - силу и смелость, неустрашимость.

Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

3. О Государственном гимне Российской Федерации.

3-й воспитанник: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова. (Звучит гимн РФ.)

Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Педагог: Ну а теперь я предлагаю поучаствовать Вам в мини викторине по пройденному мероприятию

Вопросы для закрепления по пройденному мероприятию.

Сегодня мы поговорили о трех государственных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти - это Конституция Российской Федерации - ее Основной закон. на следующем занятии мы поговорим о ней.

Надеюсь, что всем присутствующим запомнятся факты отечественной истории, которые связаны с государственными символами нашего государства.