Развитие коммуникативных умений и навыков как залог успешной адаптации детей в современном обществе

Версия для печатиPDF version

Елена Сергеевна Лебедева, педагог-психолог Муниципального Казенного Учреждения «Социальный приют для детей «Надежда», г.Красноярск, Российская Федерация.

Воспитанникам приюта присущи некоторые особенности коммуникативного развития. Данная статья рассказывает о практических методах психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного и коммуникативного развития, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

●социально-неблагополучные семьи, приют ● несформированность коммуникативных навыков ● принципы психолого-педагогического воздействия ● артметоды ● психогимнастика ● игротерапия

г.Красноярск, ул. Охраны труда, 1а/6, 221-61-27, priyt2011@yandex.ru.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AS PLEDGE OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF CHILDREN IN MODERN SOCIETY.

Elena Lebedev, the educational psychologist of Municipal State Authority "A social shelter for children «Nadezhda» Krasnoyarsk, the Russian Federation.

Some features of communicative development are inherent in pupils of a shelter. This article tells about practical methods of the psychologist – pedagogical influence on creation of conditions for personal and communicative development, as pledge of successful social adaptation further.

●sotsialno-dysfunctional families, shelter ● not formation of communicative skills ● principles of psikhologo-pedagogical influence ● art methods ● psychogymnastics ● igroterapiya

Krasnoyarsk, Okhrany truda St., 1a/6, 221-61-27, priyt2011@yandex.ru

Воспитанникам приюта, большинство из которых выросли и проживали до помещения в приют в социально-неблагополучных семьях, присуще особенности коммуникативного развития, которые наиболее остро проявляются в подростковом возрасте :

  • низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

  • затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;

  • сравнительно элементарная мотивация отношений;

  • недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

  • нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.

Несформированность коммуникативных навыков соответствует особенностям их эмоциональной сферы:

  • недостаточность дифференцированности чувств. Детям чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

  • неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.

Детям, находящимся в приюте, необходимо окунуться в другой мир - мир принятия индивидуальности, душевного тепла, заботы и уважения. Все это нужно для приобретения ребенком опыта общения с «другими» взрослыми, которые не унижают, умеют выслушать и поддержать. На основе нового опыта и в процессе доверительного общения ребенок сможет переосмыслить свои ценности, по-другому взглянуть на свой жизненный опыт. На наш взгляд, именно подготовка детей к дальнейшей жизни (умение справляться с трудностями, не повторять ошибок своих родителей, стремиться к достижению поставленной цели и т.д.) и является главной задачей всех сотрудников приюта.

У детей поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.

В связи с этим была создана развивающая психолого-педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков воспитанников приюта.

При составление развивающей психолого-педагогической программы «Я + Ты = Мы» учитывались следующие позиции:

1. Соотношение факторов (социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2. Содержательная наполненность психолого-педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

3. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).

В основе программы лежат следующие принципы психолого-педагогического воздействия:

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка.

  • Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия

Методы и техники, используемые в программе:

  • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен у детей данной категории в связи социальными факторами и условиями воспитания (социальные сироты, дети из неблагополучных семей и т.д.). Арт - методы является одной из форм психологического сопровождения детей, пребывающих в условиях проживания (постоянного или временного) в учреждениях интернатного типа. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. В некоторых случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снять эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.

  • Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития.

  • Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Программа курса занятий вариативна, может быть гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого-педагогического воздействия.

Проведение данного курса способствует осознанию детьми самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации, развитию сочувствия и сопереживанию другим людям.

У детей формируется умение дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, осваиваются навыки работы в коллективе.

Создаются условия для формирования благоприятного психологического климата в коллективе

Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния группы. Начинается курс вводным занятием, на котором воспитанники знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает детям разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. На занятиях дети могут узнать о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения в конфликтной ситуации. Форма проведения занятий - групповая (состав от 3 – 6 участников).

Программа рассчитана на 15 занятий (1- 2 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа. Сроки реализации: 2-3 месяца.

В основе программы лежит главный тезис: ребенок - это полноценный человек, имеющий право на свою жизнь, право на счастье. Более того, каждый ребенок - это уникальная личность, которому можно помочь раскрыться и самореализоваться, но нельзя сделать этого насильно, или вместо ребенка. Поэтому вся практическая работа строится исходя из этих ценностей.

В ходе реализации программы для ребенка открываются новые горизонты развития. Проблемы, казавшиеся неразрешимыми, оказываются не такими уж страшными, когда ребенок чувствует, что он не одинок и его принимают таким, какой он есть.