Социальная дезадаптация ребенка школьного возраста

Версия для печатиPDF version
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Стряпухина Н.А., заведующий отделением
психолого-педагогической помощи, психолог

Жалобы родителей на то, что ребенок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указы­вать как на наличие некоторых нарушений или отставания в разви­тии, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность, низкая общительность и пр.), кото­рые родители считают чем-то ненормальным.

Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (при­чем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного усло­вия, но часто причины имеют комплексный характер);

  • отсутствие навыков общения;
  • неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
  • высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне группового);
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство, Это превращает общение в своего рода соревнование;
  • тревожность и боязнь общения;
  • замкнутость.

В зависимости от того, какая причина имеет место, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми.

Не отрицая полезность домашнего воспитания, все же можно утверждать, что депривация общения со сверстниками может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекват­ных  установок в отношении сверстников и т.п. Отсутствие навыков общения едва ли бывает одиноко при обусловливании трудностей общения ребенка. Чаще всего оно связано с какими-то другими негативными явлениями, так как то, что препятствует приобре­тению навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если все-таки это так, то это требует коррекционной работы.

Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье (семейные отношения), деформирующее личность, приводит к на­рушению отношений ребенка в детском коллективе. Негативное отноше­ние матери к ребенку в детском возрасте «выливается» для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррек­ции социальной дезадаптации личности необходимо не только фор­мировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали име­ющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились (например, ребенка очень фрустрировал отец, но вскоре родители развелись, и отношения ребенка с отцом прервались), тогда необходимо обра­тить внимание на те структуры личности, которые появились в ре­зультате этих окончившихся негативных отношений.

Личность представляет собой открытую систему, функциони­рующую во взаимосвязи с другими людьми, поэтому трудности в общении, во взаимодействии с окружающими лежат в самих от­ношениях с окружающим. Однако вторым рядом отношений, кото­рые составляют личность, являются самоотношения, которые во многом определяются первым видом отношений. Поэтому коррекция социальной дезадаптации личности должна включать работу и с самооценкой ребенка.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

  4) коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

На сегодняшний день в центре  работает несколько групп дневного пребывания для детей дошкольного возраста. Специалисты Центра берут в работу даже детей раннего возраста (от 2,5 лет). Организация групп дневного пребывания, с одной стороны, развивает адаптационный потенциал детей и, с другой – расширяет возможности социальной активности родителей.