Социально-реабилитационная программа «Бумага и ножницы учат думать»

Версия для печатиPDF version

Плаунова Татьяна Николаевна

воспитатель

МКУ «Социальный приют для детей «Надежда»

 

Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики детей. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана на внешний (видимый) план, делая его более понятным.

Практическая деятельность направлена на развитие эстетических, творческих особенностей личности и формирование широких возможностей. Она способствует развитию у детей умения анализировать предметы окружающей действительности, развитию мелкой моторики, которая влияет на развитие речи, подготавливает руку к письму. Также ручной труд способствует формированию обобщения представлений о создаваемых объектах, развитию самостоятельного мышления, формированию ценных качеств личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Для достижения поставленной цели выбран один из видов конструирования – конструирование по образу. Этот вид деятельности позволяет формировать у детей умение целенаправленно рассматривать предметы и анализировать их (выделять основные части и детали, сравнивать, находить сходства и различия).

Настоящая программа разработана как курс дизайнерского образования воспитанников, с целью формирования у воспитанников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: социально – психологической ориентации в предметной среде; дизайнерского мышления; общее развитие (развитие сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил); развитие коммуникативных навыков. Программа адаптирована к условиям приюта для несовершеннолетних. В ней учтены возрастные и психологические особенности детей дошкольного, младшего школьного возрастов и подростков, их интересов, потребностей и возможностей. Реализация программы позволяет осуществлять социальную поддержку несовершеннолетних воспитанников приюта. Воспитание таких качеств, как ответственность, трудолюбие, уважение к себе, окружающим людям, помогут воспитанникам адаптироваться в условиях современной жизни.

Программа основана на принципах:

- принцип возрастного соответствия;

- принцип общекультукрности (формирование у воспитанников через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности);

- принцип от общего к частному (в формировании конкретных знаний и способов работы);

- принцип вариативности содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество педагога.

На занятиях соединены сенсорный опыт детей с размышлением и эмоциями, что позволяет предметно-практическую деятельность сделать развивающей. Для конструирования по образу выбрана бумага. Так как бумага – один из самых доступных и интересных материалов, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Бумага – как материал для разнообразных поделок, ни с чем несравнима. Основное, чем она привлекает – это легкость обработки. Практически для работы с бумагой нужны ножницы да клей.

 

Тематический план

 

п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Материалы и оборудование

Сентябрь

1

«Учимся резать»

Освоение навыков работы с инструментами. Ознакомление с техникой безопасности работы с ножницами

Бумага, ножницы

2

«Учимся резать»

Освоение способов складывания и скручивания бумаги при помощи подручных инструментов

Бумага, ножницы, карандаши

3

«Учимся резать»

Обучение компоновки отдельных деталей

Бумага, ножницы, карандаши

4

Создание композиции из полученных заготовок

Закрепление техники резания по прямой и способов складывания и скручивания бумаги

Бумага, ножницы, карандаши

Октябрь

1

«Симметрия и асимметрия»

Освоение складывания бумаги для симметричного вырезания

Бумага, ножницы, беседа о симметрии и асимметрии фигур

2

«Симметрия и асимметрия»

Формирование умения распознавать симметрию и асимметрию

Бумага, ножницы, наглядный материал

3

«Симметрия и асимметрия»

Обучение вырезанию по шаблону

Бумага, шаблоны, карандаши, ножницы

4

«Симметрия и асимметрия»

Закрепление навыков работы с шаблоном

Бумага, шаблоны, карандаши, ножницы

Ноябрь

1

«Симметрия и асимметрия»

Обучение вырезанию фигур со сложным криволинейным контуром

Заготовки фигур для вырезания со сложным контуром

2

«Симметрия и асимметрия»

Обучение вырезанию фигур со сложным контуром

Заготовки фигур для вырезания, ножницы

3

«Симметрия и асимметрия»

Обучение вырезанию фигур со сложным контуром

Шаблоны фигур, бумага, ножницы, карандаши

4

Создание натюрморта

Закрепление навыков вырезания фигур

Шаблоны фигур, бумага, ножницы, клей

Декабрь

1

«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление новогодних игрушек

Бумага, шаблоны, карандаши, ножницы, клей

2

«Дед Мороз и Снегурочка»

Изготовление поделки Деда Мороза и Снегурочки

Бумага, ножницы

3

«Снеговик и Зайка»

Изготовление поделки Снеговика и Зайца

Бумага, ножницы

Январь

1

«Художественное моделирование»

Ознакомление с техникой складывания бумаги для художественного моделирования

Бумага, ножницы, линейка, карандаши

2

«Художественное моделирование»

Обучение изготовлению квадрата путем простых складок

Бумага, ножницы, линейка, карандаши

3

«Художественное моделирование»

Обучение изготовлению базовой формы «Шапка»

Бумага, ножницы, линейка, карандаши

4

«Художественное моделирование»

Обучение изготовлению базовой формы «Шлем»

Бумага, ножницы, линейка, карандаши

Февраль

1

«Художественное моделирование»

Обучение изготовлению базовой формы «Лягушка»

Бумага, ножницы, клей, карандаши

2

«Художественное моделирование»

Обучение

изготовлению базовой формы «Журавлик»

Бумага, ножницы, клей, карандаши

3

«Художественное моделирование»

Обучение изготовлению базовой формы «Рыбка»

Бумага, ножницы, клей, карандаши

4

«Художественное моделирование»

Изготовление поделок на основе базовых форм

Бумага, ножницы, клей, карандаши

Март

1

Конструирование из полосок бумаги «Улитка»

Закрепление имеющихся знаний, умений и навыков с применением творческих способностей

 

 

 

 

 

 

Изготовление поделок «Весна», «Лето», «Осень»

Беседа+наглядный показ

Бумага, ножницы, клей, карандаши

2

Конструирование из полосок бумаги «Цветок»

3

Конструирование из полосок бумаги «Жук»

4

Конструирование из полосок бумаги «Бабочка»

5

Поделка «Весна», «Лето», «Осень»

Бумага, ножницы

Апрель

1

Оригами «Журавлик»

Закрепление базовой формы «Журавлик», изготовление поделок на основе этой базы

 

 

Бумага, ножницы, клей, карандаши

2

Оригами «Кузнечик»

 

 

3

Оригами «Стрекоза»

4

Оригами «Ирис»

Май

1-2

Самостоятельная работа воспитанников «Фантазия»

Развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников.

Свобода выбора техники, обработка бумаги для изготовления поделки

Бумага, ножницы, клей, карандаши

3-4

Оформление коллективной работы «Фантазия»

 

План - конспект

открытого занятия

(Апрель, занятие №3)

Тема занятия: « Китайское модульное оригами. Стрекоза». «Оригами»

СтрекозаСтрекоза

Цель:

- познакомить с новой техникой оригами – китайское модульное оригами; - выполнить сборку стрекозы в технике модульного оригами.

Задачи:

  • Образовательные:

- обучить технике складывания «китайского» модуля;

- научить детей собирать модель стрекозы из «китайского» модуля;

- краткое знакомство с традиционными искусствами Китая.

  • Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, усидчивости, здорового образа жизни.

  • Развивающие:

- развитие памяти, внимания, мелкой моторики;

- формирование пространственного воображения.

Возраст детей: воспитанники приюта «Надежда» 10 - 15лет

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: МКУ «Социальный приют для детей «Надежда»

Материально – техническое оснащение:

- готовые прямоугольники бумаги различных цветов;

- инструкционные карты (10 шт.);

- готовые «китайские» модули;

- таблицы;

- карта мира;

- ножницы.

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, практический.

План занятия.

  1. Организационный этап -2 мин.

- взаимное приветствие педагога и воспитанников;

- проверка готовности к занятию, раздача материалов и инструментов.

  1. Теоретическая часть – 15 мин.

- сообщение темы и целей занятия – 2 мин;

- вступительная беседа – 5 мин.;

- особенности техники «китайского» модульного оригами - 3мин;

- физминутка – 3 мин;

- показ готовых изделий – 2 мин.

  1. Практическая часть -25 мин. 

- анализ готового образца -5 мин.;

- выполнение модели стрекозы -20 мин.;

  • туловище -5 мин.;

  • хвост – 3 мин.;

  • крылья – 10 мин.;

  • усы -2 мин.

  • Итог занятия:

- контроль знаний.

 

 

Ход урока:

Организационный этап:

Проверка готовности воспитанников к занятию, проверка рабочего места, выдача необходимых материалов к занятию.

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. А теперь поприветствуйте друг друга.

Игра “Здравствуй, друг” (в паре)

Здравствуй, друг! (рукопожатия)

Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

Где ты был? (дергают за ухо)

Я скучал! (прикладывают руку к сердцу)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

(Дети выполняют действия)

Педагог:

- Садитесь.

Теоретическая часть:

Сообщение темы и целей урока.

Педагог:

- Итак, ребята, тема нашего урока “Китайское модульное оригами”.

- Ребята, как вы думаете, что это такое модульное оригами?

- Чтобы лучше узнать, что это такое и познакомиться с этой техникой мы сейчас с вами отправимся в заочное путешествие в удивительную страну Китай.

- Как вы думаете, что вас ждёт сегодня на занятии?

- Сегодня на уроке вы узнаете новые и интересные сведения о Китае, о людях, которые там живут, научитесь выполнять изделие в технике модульного оригами.

Мы с вами будем развивать моторику рук, мышление, внимание.

И, конечно же, продолжим работу по воспитанию трудолюбия, усидчивости, здорового образа жизни.

Работа по теме урока.

Вступительная беседа:

- Посмотрите на карту мира.

- Покажите на карте нашу страну (показ по карте)

- А кто сможет показать, где расположен Китай? (Работа по карте мира) 

Педагог

- Итак, сели удобно, отправляемся в Китай.

Педагог:

Китай очень древнее государство, которое возникло во 2 тысячелетии до н.э.

Китай очень удивительная страна, а ещё удивительнее люди этой страны.

Китайцы с очень давних времён заботятся о своём здоровье: о здоровье физическом и психическом, потому что они знают, что только здоровый человек полон сил, готов работать и добиваться высоких результатов. Сейчас я вам немного расскажу, как они добиваются этого.

Физическое здоровье укрепляется занятиями спортом, различными видами боевого искусства. Существует сотни различных систем боевых искусств. (Ушу, шаолинь, вин чун, ицюань, тайшоу). Причём боевыми искусствами занимаются люди самых разных возрастов: начиная с раннего возраста и до преклонных лет. Хотя навыки боевых искусств полезны при необходимости самообороны, китайцы, как правило, не применяют их в агрессивных целях. Овладение боевыми искусствами они рассматривают как форму физических упражнений, доставляющих удовольствие и укрепляющих здоровье.

Китайцы очень развиты физически, умны, и не случайно, наверное, многие изобретения были созданы именно в Китае: магнитный компас, китайский фарфор, порох, нетрадиционная медицина (лечение без лекарств), в Китае было построено одно из чудес света Великая Китайская стена и, конечно же была изобретена бумага, которая была изготовлена более 1900 лет назад, в 102 году нашего летоисчисления.

В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны мастерства.

Китайское модульное оригами.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а искусство складывания бумаги известно в японском варианте – оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название “китайское модульное оригами”.

- В чём же особенность этой техники?

Ключевые особенности техники:

- Использование довольно простого треугольного модуля, который складывается из прямоугольного листа бумаги;

- Типичный способ соединения модулей;

- ОЧЕНЬ большое количество модулей.

Итак, сегодня на занятии мы работаем в технике китайского модульного оригами. Я думаю, вы немного устали сидеть, поэтому давайте позаботимся о своём здоровье и попробуем выполнить некоторые движения боевых искусств.

работа кружка

Физминутка

Педагог:

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Дети: выполняют действия.

Педагог:

- Молодцы, садитесь.

- Ребята, вы уже знакомы с техникой складывания модуля и на прошлом занятии заготовили модули для нашего изделия.

собирают поделку

- Ребята, как вы думаете, что же можно сложить из данных модулей?

Ответы детей.

Педагог:

- А теперь зажмурьте глаза и не открывайте их, пока я не скажу открыть.

- Посмотрите на некоторые готовые модели (показ готовых моделей).

Практическая часть:

Педагог:

- Из наших модулей мы с вами выполним пока самое простое изделие – стрекозу.

Анализ образца.

Работа с инструкционными картами.

Инструкционная карта №1 – сборка туловища

Педагог:

- Возьмите инструкционную карту №1. Посмотрите и скажите, сколько этапов нужно выполнить, чтобы сложить туловище?

Посмотрите на последний этап работы и посчитайте, сколько модулей потребуется, чтобы сложить туловище? (11 и 8)

Ответы детей

Педагог:

- Отложите нужное число модулей.

за работой

Инструкционная карта №2 – сборка крыльев

Педагог:

- Возьмите инструкционную карту №2.

- Сколько всего модулей потребуется для крыльев?

Ответы детей

Инструкционная карта №3 – сборка хвоста

Педагог:

- Возьмите инструкционную карту №3.

- Прочитайте, сколько модулей нужно взять для хвоста?

- На этом же листе схема сборки стрекозы.

- Что ещё нужно будет сделать стрекозе?

Дети: (Усы)

Педагог:

- Самостоятельно вырежете и вставите в кармашки 1 модуля усики.

Какие правила безопасности мы должны помнить при работе с ножницами?

 

Педагог:

- Внимательно читайте инструкцию и чётко выполняйте указания. Если возникнут вопросы, поднимайте руки, я помогу.

Работа по инструкционным картам самостоятельно. Индивидуальная помощь учащимся.

за работой

Выставка работ.

- Ребята, скажите, где можно использовать эти симпатичные поделки?

Итог занятия:

Педагог:

- Итак, ребята, с каким материалом мы сегодня работали на занятии?

Дети: С бумагой.

Педагог:

- Где была впервые изготовлена бумага?

Дети: В Китае.

Педагог:

- С какой техникой мы с вами сегодня познакомились? Понравилось вам собирать из модулей?

Дети: «Китайское» модульное оригами. Да, очень.

Педагог:

- Но, чтобы хотелось творить, выдумывать, нужно не забывать о чём? (о здоровье)

Педагог:

- Как вы укрепляете здоровье? Где занимаетесь?

Ответы детей.

Педагог:

На самом деле, здоровье – это счастье! Когда человек здоров он желает добра другим.

Занятие окончено, всем спасибо за внимание, будьте здоровы!дети с поделкамипедагог с поделками